Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)Есть в дубе что-то по­хо­жее на скалу: он такой же мо­гу­чий и ве­ли­че­ствен­ный. (2)Осе­нью с шумом па­да­ют сквозь об­ле­та­ю­щую лист­ву со­зрев­шие жёлуди и оста­ют­ся ле­жать там, куда упали. (3)Плохи были бы дела у дуба с его не­ук­лю­жи­ми пло­да­ми. (4)Как бы он мог рас­се­лять­ся, если бы поз­во­лил своим пло­дам про­сто па­дать вниз, как камни? (5)Сами жёлуди не могут сдви­нуть­ся с места. (6)А из них долж­ны вы­рас­ти мо­ло­дые креп­кие дубки, ко­то­рым нужен свет и воз­дух.

(7)Но там, где растёт дуб, живёт птич­ка  — сойка. (8)Она кра­си­вая, круп­ная, её часто можно уви­деть с жёлудем в клюве. (9)Од­на­ко съесть все жёлуди сойки не могут. (10)Осе­нью птицы пы­та­ют­ся часть из них спря­тать. (11)Са­дит­ся сойка на землю, вы­ка­пы­ва­ет своим креп­ким клю­вом ямку и пря­чет туда жёлудь. (12)Воз­мож­но, сойка со­би­ра­ет­ся потом до­стать его. (13)Но через не­ко­то­рое время птица уже за­бы­ва­ет, где она его за­ко­па­ла. (14)Сойка не знает, что жёлудь  — это плод. (15)В её тай­ни­ке он с ра­до­стью на­чи­на­ет про­рас­тать.

(16)Дуб кор­мит сойку, и сойка за это по­всю­ду са­жа­ет дубы. (17)Так муд­рая при­ро­да дала в ком­па­нию дубу эту за­ме­ча­тель­ную птицу.

 

(По Г. Гро­ма­ну)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В при­ро­де всё вза­и­мо­свя­за­но: дуб не может вы­рас­ти без сойки, а сойка не может жить без дуба.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


3

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «скала» из 1-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


4

За­ме­ни слово «мо­гу­чий» (из 1-го пред­ло­же­ния) близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


5

В 6-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6

Вы­пи­ши из 3-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7

Вы­пи­ши из 17-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8

Вы­пи­ши из 11-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.