Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)Вес­ной тёплые ту­ма­ны стали под­та­чи­вать льди­ны. (2)А когда со­всем по­теп­ле­ло, с бе­ре­го­вым вет­ром при­ле­те­ла на па­лу­бу кра­си­вая ба­боч­ка. (3)Я пой­мал её, принёс в каюту и стал вспо­ми­нать, как вес­ной в лесу зяб­ли­ки поют и на по­ля­нах бе­га­ют ёжики. (4)«Хо­ро­шо бы,  — думаю,  — ёжика из­ло­вить!» (5)Толь­ко где его в се­вер­ном море оты­щешь? (6)Завёл я во время пла­ва­ния в море ма­лень­ко­го ось­ми­нож­ка: он с рыбой в сетях за­пу­тал­ся.

(7)Ось­ми­но­жек стал жить у меня в банке из-под ва­ре­нья. (8)Я что-ни­будь делаю, а он за ка­муш­ком при­та­ит­ся и за мной под­гля­ды­ва­ет. (9)Ка­му­шек серый  — и ось­ми­но­жек серый. (10)Сол­ныш­ко его осве­тит  — жёлтым ста­нет. (11)Ось­ми­но­ги умеют мас­ки­ро­вать­ся, ме­нять окрас­ку. (12)А ёжик так не умеет, он толь­ко ко­лет­ся и фыр­ка­ет. (13)Од­на­ж­ды я банку с ось­ми­нож­ком на шах­мат­ную доску по­ста­вил, и ось­ми­но­жек не знал, каким быть  — белым или чёрным, а потом разо­злил­ся и по­крас­нел.

(14)Но я его боль­ше не злил. (15)Когда на­сту­пи­ло на­сто­я­щее лето, я вы­пу­стил ось­ми­нож­ка на под­вод­ную по­лян­ку, где по­мель­че и вода по­теп­лее: ведь он ещё со­всем ма­лень­кий!

 

(По Г. Сне­гирёву)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ось­ми­но­ги умеют мас­ки­ро­вать­ся, ме­нять окрас­ку.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


3
Тип 6 № 2102
i

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «лето» из 15-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


4

За­ме­ни слово «из­ло­вить» из 4-го пред­ло­же­ния близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


5
Тип 8 № 2104
i

В 5-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6
Тип 9 № 2105
i

Вы­пи­ши из 7-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7
Тип 10 № 2106
i

Вы­пи­ши из 2-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8
Тип 11 № 2107
i

Вы­пи­ши из 8-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.