Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 3 № 2398
i

(1)Когда в мос­ков­ский зоо­парк радио при­нес­ло весть о войне, слон Шанго, как обыч­но, грел­ся на сол­ныш­ке. (2)Всё из­ме­ни­лось с этого дня: в зоо­пар­ке почти не стало по­се­ти­те­лей, слу­жи­те­лей-муж­чин за­ме­ни­ли жен­щи­ны, на­ча­лись воз­душ­ные тре­во­ги. (3)Прон­зи­тель­ный звук си­ре­ны не­ожи­дан­но проре́зал при­выч­ный шум го­ро­да. (4)Шанго рань­ше не слы­шал воя си­ре­ны, но этот звук по­че­му-то все­лял в него бес­по­кой­ство.

(5)Од­на­ж­ды сло­нов не успе­ли за­гнать в по­ме­ще­ние после си­ре­ны. (6)Жи­вот­ные сби­лись у стены сло­нов­ни­ка, а на их пло­щад­ку со сви­стом упала за­жи­га­тель­ная бомба. (7)Она ши­пе­ла, раз­бра­сы­ва­ла брыз­ги пла­ме­ни, го­ря­щие струй­ки рас­те­ка­лись во все сто­ро­ны и гро­зи­ли за­жечь по­ме­ще­ние.

(8)Шанго не бо­ял­ся огня, но в этом ма­лень­ком го­ря­щем пред­ме­те он по­чув­ство­вал врага, от ко­то­ро­го надо за­щи­щать­ся и ко­то­ро­го вме­сте с тем нель­зя тро­гать. (9)Шанго за­хва­тил хо­бо­том песок и бро­сил в го­ря­щую бомбу. (10)Огня стало как будто мень­ше; тогда слон бро­сил ещё и ещё… (11)Он бро­сал песок до тех пор, пока бомба не по­гас­ла и над ней не об­ра­зо­вал­ся хол­мик. (12)Тогда Шанго встал на хол­мик но­га­ми и топ­тал его, пока не сров­нял с землёй. (13)Так на­ход­чи­вый слон спас жи­вот­ных от ги­бе­ли, а зоо­парк от по­жа­ра.

(По В. Ча­п­ли­ной)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

На­ход­чи­вый слон спас жи­вот­ных от ги­бе­ли, а зоо­парк от по­жа­ра.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип 4 № 2399
i

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2
Тип 5 № 2400
i

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


3

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «сло­нов­ник» («сло­нов­ни­ка») из 6-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.

Сло­нов­ник  — это ...


4

За­ме­ни слово «не­ожи­дан­но» из 3-го пред­ло­же­ния близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.

Не­ожи­дан­но  — ...


5

В 12-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6

Вы­пи­ши из 5-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7

Вы­пи­ши из 3-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8

Вы­пи­ши из 12-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.