Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)Есть такое рас­те­ние  — вы­со­кое, с крас­ны­ми цвет­ка­ми, со­бран­ны­ми в боль­шие сто­я­чие кисти. (2)На­зы­ва­ет­ся оно ки­прей. (3)Ещё не­дав­но его счи­та­ли сор­ной тра­вой. (4)Лес­ни­ки без­жа­лост­но вы­ры­ва­ли ки­прей рядом с мо­ло­ды­ми со­сен­ка­ми, по­то­му что счи­та­ли, будто ки­прей за­глу­ша­ет сла­бые по­бе­ги сосен, от­ни­ма­ет у них свет и влагу.

(5)Но вско­ре за­ме­ти­ли, что со­сен­ки в тех ме­стах, где уни­что­жен ки­прей, не могут бо­роть­ся с хо­ло­дом. (6)От пер­вых же утрен­них мо­ро­зов в на­ча­ле осени они по­ги­ба­ют. (7)Учёные на­ча­ли ис­кать при­чи­ну этого и на­ко­нец нашли. (8)Ока­за­лось, что ки­прей очень тёплый цве­ток. (9)Когда уда­рит осен­ний мороз и иней по­се­реб­рит траву, то около ки­прея инея нет, по­то­му что во­круг цвет­ка стоит тёплый воз­дух. (10)Он вы­де­ля­ет из себя теп­ло­ту, причём обо­гре­ва­ет не толь­ко воз­дух, но и почву. (11)И в этой теп­ло­те рас­тут без стра­ха все со­се­ди ки­прея, все сла­бень­кие по­бе­ги, пока зима не при­кро­ет их глу­бо­ким сне­гом.

(12)Ки­прей все­гда раз­рас­та­ет­ся рядом с мо­ло­ды­ми сос­на­ми: это их сто­рож, их за­щит­ник, их нянь­ка. (13)Бы­ва­ет, в силь­ный мороз у ки­прея отмёрзнет вся вер­хуш­ка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теп­ло­той. (14)Вот такой са­мо­от­вер­жен­ный цве­ток!

 

(По К. Г. Па­у­стов­ско­му)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ки­прей  — са­мо­от­вер­жен­ный цве­ток, ко­то­рый обо­гре­ва­ет дру­гие рас­те­ния своим теп­лом.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


3
Тип 6 № 1233
i

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «сто­рож» из 12-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


4

За­ме­ни слово «сор­ная» («сор­ной») из 3-го пред­ло­же­ния близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


5
Тип 8 № 1235
i

В 6-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6
Тип 9 № 1236
i

Вы­пи­ши из 1-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7
Тип 10 № 1237
i

Вы­пи­ши из 4-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8
Тип 11 № 1238
i

Вы­пи­ши из 9-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.