Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 1250
i

(1)Берёза  — одно из самых рас­про­странённых и лю­би­мых де­ре­вьев в Рос­сии. (2)Кра­са­ви­цей рус­ских лесов на­зы­ва­ют её люди. (3)Строй­ная, с тон­ки­ми длин­ны­ми вет­вя­ми и рас­ки­ди­стой кро­ной, она пре­крас­на в любой сезон. (4)О берёзе сло­же­но много песен, былин, пре­да­ний. (5)Рус­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми со­зда­ны де­сят­ки жи­во­пис­ных кар­тин, изоб­ра­жа­ю­щих её.

(6)За­цве­та­ет берёзка на ис­хо­де ап­ре­ля. (7)Цвет­ки у неё скром­ные  — серёжки, а се­ме­на берёзы, со­зре­ва­ю­щие в них, легко раз­но­сят­ся вет­ром по земле. (8)Она хо­ро­шо при­жи­ва­ет­ся там, где с тру­дом рас­тут дру­гие де­ре­вья,  — на лес­ных вы­руб­ках и по­жа­ри­щах. (9)Вы­рас­та­ет берёза быст­ро, и вско­ре на таких ме­стах по­яв­ля­ют­ся мо­ло­дые рощи.

(10)Без берёзы нель­зя пред­ста­вить себе жизнь наших пред­ков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Ис­точ­ни­ком света в жи­ли­щах на про­тя­же­нии мно­гих веков слу­жи­ла берёзовая лу­чи­на. (13)Из почек го­то­ви­ли ле­кар­ства, из вет­вей де­ла­ли мётлы и ве­ни­ки, из дре­ве­си­ны из­го­тов­ля­ли ме­бель. (14)А берёзовые дрова слу­жи­ли от­лич­ным топ­ли­вом для печки. (15)Из берёсты умель­цы ма­сте­ри­ли лу­кош­ки для сбора гри­бов и ягод. (16)На ней же наши пред­ки де­ла­ли свои за­пи­си, ко­то­рые хо­ро­шо со­хра­ни­лись до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни и из­вест­ны как «бе­ре­стя­ные гра­мо­ты».

 

(По книге «Что такое? Кто такой?»)

В 6-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­но быть вы­пи­са­но слово и обо­зна­че­ны его части:

берёзка

Ко­рень  — глав­ная зна­чи­мая часть слова, в ко­то­рой можно найти зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов;

при­став­ка  — зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая стоит перед кор­нем;

суф­фикс  — зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая стоит после корня и перед окон­ча­ни­ем;

окон­ча­ние  — часть слова, ко­то­рая об­ра­зу­ет новые формы этого слова, стоит после корня или после суф­фик­са;

ос­но­ва  — часть слова без окон­ча­ния.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Вы­пи­са­но пра­виль­ное слово, верно обо­зна­че­ны части слова2
Вы­пи­са­но пра­виль­ное слово, при обо­зна­че­нии ча­стей слова до­пу­ще­на одна ошиб­ка1
Вы­пи­са­но пра­виль­ное слово, при обо­зна­че­нии ча­стей слова до­пу­ще­но две или более ошиб­ки.

ИЛИ Вы­пи­са­но не­пра­виль­ное слово / слово не вы­пи­са­но

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Мор­фем­ный ана­лиз слова
1

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


3

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


4
Тип 6 № 1248
i

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «берёста» из 15-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


5

За­ме­ни слово «мо­ло­дые» (из 9-го пред­ло­же­ния) близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


6
Тип 9 № 1251
i

Вы­пи­ши из 3-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7
Тип 10 № 1252
i

Вы­пи­ши из 14-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор)


8
Тип 11 № 1253
i

Вы­пи­ши из 9-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.