Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 3 № 336
i

(1)Есть такое вы­ра­же­ние  — «ле­дя­ное мол­ча­ние». (2)Од­на­ко на самом деле лёд не так мол­ча­лив, как может по­ка­зать­ся на пер­вый взгляд.

(3)Прой­ди­те в мо­роз­ный день по снеж­ной до­рож­ке. (4)Вы услы­ши­те под но­га­ми весёлый хруст. (5)Это не что иное, как звук ло­ма­ю­щих­ся кри­стал­лов. (6)Че­ло­век не слы­шит, как ло­ма­ет­ся одна сне­жин­ка, но ты­ся­чи ма­лень­ких кри­стал­ли­ков со­зда­ют шум, ко­то­рый наше ухо пре­крас­но вос­при­ни­ма­ет. (7)Чем хо­лод­нее на улице, тем более твёрдыми и хруп­ки­ми ста­но­вят­ся сне­жин­ки и тем звон­че хру­стят под но­га­ми. (8)Опыт­ные на­блю­да­те­ли при­ро­ды умеют раз­ли­чать тем­пе­ра­ту­ру воз­ду­ха на слух: они опре­де­ля­ют её по хрусту снега.

(9)Но это не един­ствен­ный звук, ко­то­рый может из­да­вать снег. (10)В тихую мо­роз­ную по­го­ду при тем­пе­ра­ту­ре ниже 49 гра­ду­сов в хо­лод­ных краях (на­при­мер, в Яку­тии) можно услы­шать за­га­доч­ное шур­ша­ние. (11)Сна­ча­ла этот звук при­пи­сы­ва­ли по­ляр­но­му си­я­нию, ча­сто­му яв­ле­нию в этих краях. (12)Од­на­ко потом учёные об­на­ру­жи­ли, что эти шо­ро­хи из­да­ют кри­стал­ли­ки льда, ко­то­рые стал­ки­ва­ют­ся друг с дру­гом из-за ды­ха­ния че­ло­ве­ка в мо­роз­ном воз­ду­хе. (13)Якуты на­зы­ва­ют это яв­ле­ние очень кра­си­во  — «шёпот звёзд». (14)Хотя на самом деле «раз­го­ва­ри­ва­ют» не звёзды, а ле­дя­ные кри­стал­лы.

 

(По О. Двор­ня­ко­вой)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

Снег - уди­ви­тель­ное яв­ле­ние: он может из­да­вать звуки, о ко­то­рых мы порой даже не до­га­ды­ва­ем­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Все­рос­сий­ская про­ве­роч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 4 класс 2017 год. Ва­ри­ант 2;
1
Тип 3 № 2023
i

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип 4 № 337
i

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.

Источники:
Все­рос­сий­ская про­ве­роч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 4 класс 2017 год. Ва­ри­ант 2;

3
Тип 5 № 338
i

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли со­дер­жа­ние тек­ста. За­пи­ши свой во­прос.

Источники:
Все­рос­сий­ская про­ве­роч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 4 класс 2017 год. Ва­ри­ант 2;

4

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «вы­ра­же­ние» из пред­ло­же­ния 1? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


5

За­ме­ни слово «за­га­доч­ное» (пред­ло­же­ние 10) близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


6
Тип 8 № 341
i

B пред­ло­же­нии 8 найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

 

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.

Источники:
Все­рос­сий­ская про­ве­роч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 4 класс 2017 год. Ва­ри­ант 2;

7
Тип 9 № 342
i

Вы­пи­ши из 7-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


8
Тип 10 № 343
i

Вы­пи­ши из 3-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они

от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


9

Вы­пи­ши из 12-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­ром они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи спря­же­ние, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм гла­го­ла (на выбор).