Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)У рас­те­ний есть не­ви­ди­мое, но гроз­ное ору­жие, ка­ко­го нет ни у че­ло­ве­ка, ни у жи­вот­ных: ле­ту­чие ве­ще­ства, ко­то­рые уби­ва­ют вред­ных бак­те­рий.

(2)Тайну эту люди рас­кры­ли с по­мо­щью про­сто­го опыта, ко­то­рый сто лет назад провёл рус­ский учёный Борис Пет­ро­вич Токин. (3)Он мелко натёр го­лов­ку лука, по­ме­стил па­ху­чую ка­ши­цу рядом с дрож­же­вы­ми гриб­ка­ми и на­крыл стек­лян­ным кол­па­ком. (4)Через день про­ве­рил: гриб­ки по­гиб­ли. (5)Зна­чит, па­ху­чие ве­ще­ства, ко­то­рые вы­де­ля­ет лук, по­ра­жа­ют гриб­ки на рас­сто­я­нии! (6)Токин про­де­лал ещё сотни опы­тов: брал натёртый чес­нок, гор­чич­ный по­ро­шок, мо­ло­тый перец, а вме­сто гриб­ков – раз­лич­ные бо­лез­не­твор­ные бак­те­рии. (7)Ре­зуль­тат все­гда по­вто­рял­ся: па­ху­чие ве­ще­ства рас­те­ний уби­ва­ли гриб­ки и вред­ные бак­те­рии. (8)Борис Пет­ро­вич на­звал эти ве­ще­ства фи­тон­ци­да­ми: от гре­че­ско­го слова «фитон»  — рас­те­ние и ла­тин­ско­го «цедо»  — уби­ваю.

(9)В 1941 году на­ча­лась Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война. (10)В гос­пи­та­лях не хва­та­ло даже самых про­стых ле­карств и ме­ди­ка­мен­тов. (11)И врачи вспом­ни­ли про опыты То­ки­на. (12)Под­нес­ли к ране ка­ши­цу из лука, по­дер­жа­ли 10 минут, взяли пробу: в ране почти не оста­лось мик­ро­бов! (13)Сто­и­ло не­сколь­ко раз «опа­рить» лу­ко­вым ле­кар­ством гной­ную рану, и она за­жи­ва­ла. (14)Сред­ство борь­бы с тяжёлым не­ду­гом было най­де­но.

 

(По Н. Оси­по­ву)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

У рас­те­ний есть гроз­ное ору­жие про­тив бак­те­рий  — ле­ту­чие ве­ще­ства.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


3
Тип 6 № 736
i

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «гос­пи­таль» («в гос­пи­та­лях») из 10-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


4

За­ме­ни слово «тяжёлый» из 14-го пред­ло­же­ния близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


5
Тип 8 № 738
i

В 12-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6
Тип 9 № 739
i

Вы­пи­ши из 10-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7
Тип 10 № 740
i

Вы­пи­ши из 7-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8
Тип 11 № 741
i

Вы­пи­ши из 3-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.