Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 3 № 853
i

(1)Со времён Петра Пер­во­го Рос­сия стала ве­ли­кой мор­ской дер­жа­вой. (2)Но су­ро­вый кли­мат не давал зимой поль­зо­вать­ся ни Бал­тий­ский морем, ни Се­вер­ным мор­ским путём. (3)Рос­сии был не­об­хо­дим ко­рабль-ле­до­кол. (4)Эту идею уда­лось во­пло­тить в жизнь рус­ско­му ад­ми­ра­лу Сте­па­ну Оси­по­ви­чу Ма­ка­ро­ву. (5)В 1899 году рус­ский ле­до­кол «Ермак» был спу­щен на воду.

(6)Зима в тот год вы­да­лась су­ро­вой, тол­щи­на льда пре­вы­ша­ла метр. (7)Мало кто верил, что «Ермак» смо­жет одо­леть ле­дя­ной за­слон. (8)Над па­лу­бой ко­раб­ля вих­ри­лась снеж­ная позёмка, из труб валил чёрный дым. (9)Сто че­ло­век эки­па­жа ждали встре­чи ко­раб­ля с ле­до­вы­ми глы­ба­ми. (10)И вот бал­тий­ский лёд с хру­стом начал ло­мать­ся под мощ­ным на­по­ром ко­ра­бель­но­го кор­пу­са. (11)За кор­мой оста­ва­лась ши­ро­кая по­ло­са чи­стой воды. (12)Все, не сго­ва­ри­ва­ясь, за­кри­ча­ли «ура!».

(13)Толь­ко за первую зиму «Ермак» под ко­ман­до­ва­ни­ем ад­ми­ра­ла Ма­ка­ро­ва спас из ле­дя­но­го плена 60 па­ро­хо­дов и даже один бро­не­но­сец! (14)Почти семь­де­сят лет слу­жил «Ермак» рус­ско­му флоту. (15)Сей­час про­сто­ры Арк­ти­ки бо­роз­дит ле­до­кол «Ад­ми­рал Ма­ка­ров». (16)Луч­ший па­мят­ник мо­ря­ку – ко­рабль, но­ся­щий его имя!

 

(По О. Сот­ни­ко­ву)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

 

Луч­ший па­мят­ник ад­ми­ра­лу Ма­ка­ро­ву  — ко­ман­ди­ру пер­во­го рус­ско­го ле­до­ко­ла  — ко­рабль, но­ся­щий его имя.

 

Ос­нов­ная мысль тек­ста может быть при­ве­де­на в иной, близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 4 класс 2018 год. Ва­ри­ант 15
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип 4 № 854
i

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2
Тип 5 № 855
i

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли его со­дер­жа­ние. За­пи­ши свой во­прос.


3
Тип 6 № 856
i

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «дер­жа­ва» («дер­жа­вой») из 1-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


4
Тип 7 № 857
i

За­ме­ни слово «мощ­ным» из 10-го пред­ло­же­ния близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


5
Тип 8 № 858
i

В 9-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6
Тип 9 № 859
i

Вы­пи­ши из 11-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7
Тип 10 № 860
i

Вы­пи­ши из 8-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8
Тип 11 № 861
i

Вы­пи­ши из 7-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.