(1)Нам подарили молодую белку. (2)Она очень скоро сделалась совсем ручная. (3)Нас, ребят, она хорошо знала. (4)Только войдёшь в комнату, белка прыгнет тебе со шкафа прямо на плечо, мордочкой о щёку трётся. (5)Это значит — просит сахару или конфетку.
(6)Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали, их не закрывали, потому что мы без спросу ничего не брали. (7)Но однажды мама созвала нас и показала пустую вазочку из-под конфет. (8)А на следующий день сахар из буфета пропал, но никто не сознался, что взял его. (9)Тут уж и отец рассердился, лишил нас на неделю сладкого.
(10)Один раз сидел я тихо в столовой и читал. (11)Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба — и на пол, а потом на шкаф. (12)Через минуту смотрю: опять на стол влезла, схватила вторую корочку — и снова на шкаф. (13)Подставил я стул, заглянул на шкаф и увидел старую шляпу, под которой лежали и сахар, и конфеты, и чёрствые корочки (14)Я показал тайник отцу. (15)Он сказал, что наша белка на зиму себе запасы так делает, видимо, даже у ручной белки проявляется беличий инстинкт.
(По Г. Скребицкому)
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Даже у ручной белки проявляется беличий инстинкт, она делает запасы на зиму.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюден порядок слов), в нем употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
| Основная мысль определена верно, но недостаточно точно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт | 1 |
| Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочетов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочетов. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия / отсутствия недочетов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Примерный план:
1) В доме появилась белка-сладкоежка.
2) Из столовой стали пропадать сладости.
З) Тайник белки обнаружен.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний. | |
| В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 |
| В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта | 2 |
| В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | 1 |
| План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
Примерные вопросы:
Как рассказчик обнаружил тайник белки? Зачем белка делала запасы?
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок | 2 |
| Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок | 1 |
| Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия / отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует | 2 |
| Максимальный балл | 2 |
Как ты понимаешь значение слова «вазочка» из предложения 7? Запиши своё объяснение.
Вазочка - это посуда для цветов, конфет.
Вазочка — это небольшая ваза, маленький сосуд для сладостей, фруктов, цветов.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно объяснено значение слова | 1 |
| Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
Замени слово «рассердиться» (предложение 9) близким по значению словом. Запиши это слово.
Рассердиться — разгневаться, разозлиться.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
| Не подобран синоним к данному слову | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
В предложении 2 найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
ручная
Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;
приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;
суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;
окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;
основа — часть слова без окончания.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Выписано правильное слово, верно обозначены части слова | 2 |
| Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка | 1 |
| Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущено две или более ошибки. ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выпиши из предложения 7 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Мама — ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
вазочку — ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.;
(из-под) конфет — ж. р., 1-е скл., мн. ч., род. п.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Формы имён существительных | |
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Морфологические признаки одной из форм | |
| Правильно указаны четыре признака | 2 |
| Правильно указаны только два-три признака | 1 |
| Правильно указан только один признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Выпиши из предложения 13 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Старую (шляпу) — прил. ед. ч., ж. р., вин. п.;
чёрствые (корочки) — прил. мн. ч., им. п.
Примечание: во множественном числе род прилагательных не определяется.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Формы имён прилагательных | |
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписана только одна форма (из двух) или две формы (из трёх). ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Морфологические признаки одной из форм | |
| Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от содержания конкретного задания) | 2 |
| Правильно указан только один любой признак (из двух) или два любых признака (из трёх). ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе | 1 |
| Все признаки указаны неправильно / не указаны | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Выпиши из предложения 11 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
Вижу — глаг. II спр., наст. вр., 1-е л., ед. ч.;
вскочила — глаг. прош. вр., ед. ч., ж. р.;
схватила — глаг. прош. вр., ед. ч., ж. р.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
Наверх

