(1)У каждого цвета спектра свои особенности. (2)Красный самый заметный, виден даже сквозь туман, дождь и снег. (3) Это цвет сигнальных огней, светофоров, креста на «скорой помощи». (4)Голубой способен отпугивать мух, моль и других насекомых, поэтому им красят стены магазинов мяса и шерстяных тканей. (5)Но самый работящий цвет — зелёный.
(6)Цвет лесов и полей один из самых любимых человеком. (7)Недаром в часы отдыха жители севера и юга одинаково стремятся быть поближе к зелени. (8)Но не только красотой привлекает человека зелёный цвет. (9)Учёные выяснили, что зелёный цвет способен успокоить, избавить от усталости. (10)Стоит перевести взгляд на зелёный цвет, и утомлённые глаза чувствуют облегчение, успокаиваются и нервы. (11)При зелёном цвете даже слух становится более тонким! (12)Как же не воспользоваться таким чудодейственным цветом там, где человек учится или работает? (13)Поэтому и стены различных учреждений, школ, поликлиник и абажуры ламп в библиотеке окрашены зелёной краской.
(14)Зелёная самая главная из красок труда, ей отводится самое почётное место. (15)Ведь она оберегает тех, кто работает или учится, от сильного переутомления, заботится об их крепком здоровье!
Замени слово «почётный» («почётное») из 14-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Почётный — важный, главный, значительный.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
| Не подобран синоним к данному слову | 0 |
| Максимальный балл | 1 |


Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Самый работящий цвет — зелёный. ИЛИ Зелёная самая главная из красок труда, ей отводится самое почётное место.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюден порядок слов), в нем употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
| Основная мысль определена верно, но недостаточно точно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт | 1 |
| Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочетов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочетов. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия / отсутствия недочетов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
| Максимальный балл | 2 |


Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. У каждого цвета свои особенности.
2. Как помогает людям зелёный цвет.
3. Зелёная краска самая главная из красок труда. ИЛИ Почётное место зелёной краски.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний. | |
| В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 |
| В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта | 2 |
| В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | 1 |
| План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | 0 |
| Максимальный балл | 3 |


Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Какие особенности есть у разных цветов?
Почему зелёный цвет называют самым работящим?
Как влияет зелёный цвет на слух?
Где люди используют зелёный цвет?
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок | 2 |
| Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок | 1 |
| Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия / отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


Как ты понимаешь значение слова «библиотека» («в библиотеке») из 13-го предложения? Запиши своё объяснение
Библиотека — это место хранения книг.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно объяснено значение слова | 1 |
| Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | 0 |
| Максимальный балл | 1 |


В 3-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
сигнальных
Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов.
Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем.
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием.
Окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса.
Основа — часть слова без окончания.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Выписано правильное слово, верно обозначены части слова | 2 |
| Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка | 1 |
| Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущено две или более ошибки. ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано | 0 |
| Максимальный балл | 2 |


Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
1. Формы имён существительных: красотой, человека, цвет.
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
красотой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., тв. п.;
человека — м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.;
цвет — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Формы имён существительных | |
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Морфологические признаки одной из форм | |
| Правильно указаны четыре признака | 2 |
| Правильно указаны только два-три признака | 1 |
| Правильно указан только один признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны | 0 |
| Максимальный балл | 3 |


Выпиши из 15-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
1. Формы имён прилагательных: (от) сильного (переутомления), (о) крепком (здоровье).
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
(от) сильного (переутомления) — ед. ч., ср. р., род. п.;
(о) крепком (здоровье) — ед. ч., ср. р., предл. п.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Формы имён прилагательных | |
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписана только одна форма (из двух) или две формы (из трёх). ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Морфологические признаки одной из форм | |
| Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от содержания конкретного задания) | 2 |
| Правильно указан только один любой признак (из двух) или два любых признака (из трёх). ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе | 1 |
| Все признаки указаны неправильно / не указаны | 0 |
| Максимальный балл | 3 |


Выпиши из 12-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Не воспользоваться, учится, работает.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
Наверх