(1)Я летел на вертолёте над сверкающими просторами полуострова Таймыр. (2)Далеко внизу кустились северные берёзки, торчали крестики низких лиственниц. (3)Белыми слоновьими следами тянулись замёрзшие озёра тундры. (4)Скоро мы приземлились, и я, проваливаясь по колено, пошёл по нетронутому снегу к стойбищу ненцев-оленеводов.
(5)Невысокий олень — мне по пояс: положишь ему на спину руку, зароешь пальцы в густой мех — и грей, как в рукавице. (6)Отогрел я руки в шерсти однорогого оленя и решил рог потрогать. (7)Ухватился за шершавый рог рукой. (8)Олень головой мотнул, а рог у меня в руке и остался! (9)Растерялся я, гляжу на безрогого Однорогого: какой уж он теперь Однорогий — на белом треугольнике лба — бугорки вместо рогов!
(10)Я испугался: не шутка — рог выломал. (11)А белолобый спокойно копытом снег роет, прошлогодний мох-ягель ищет и коcи́т на меня добрым ореховым глазом. (12)Или ему своего рога не жалко? (13)Глупо так стоять с оленьим рогом в руке. (14)Стыдно, лучше бы сквозь снег провалиться! (15)Но тут молодой ненец-оленевод Нойко меня успокоил: «Весной олень старые рога сбрасывает. Ты ему помог. Олень спасибо говорит».
(По Л. Яхнину)
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Весной олень старые рога сбрасывает.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюден порядок слов), в нем употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
| Основная мысль определена верно, но недостаточно точно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт | 1 |
| Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочетов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочетов. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия / отсутствия недочетов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Примерный план:
1. Путешествие в тундру.
2. Олень потерял рог.
3. Объяснение оленевода Нойко.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний. | |
| В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 |
| В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта | 2 |
| В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | 1 |
| План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста:
1. Где находилось стойбище оленеводов?
2. Какой мех у оленя?
3. Как из однорогого олень стал безрогим?
4. Чьи слова успокоили рассказчика?
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок | 2 |
| Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок | 1 |
| Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия / отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует | 2 |
| Максимальный балл | 2 |
Как ты понимаешь значение слова «летел» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение.
Летел — значит передвигался по воздуху.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение словаc.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно объяснено значение слова | 1 |
| Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
Замени слово «низкие» («низких») из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: низкие — невысокие, приземистые.
Могут быть подобраны другие синонимы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
| Не подобран синоним к данному слову | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
В 10-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
шутка
Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;
приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;
суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;
окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;
основа — часть слова без окончания.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Выписано правильное слово, верно обозначены части слова | 2 |
| Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка | 1 |
| Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущено две или более ошибки. ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
1. Формы имён существительных : следами, озёра, тундры.
2. Морфологические признаки одной из форм , например:
следами — м. р., 2-е скл., мн. ч., тв. п.;
озёра — ср. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
тундры — ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Формы имён существительных | |
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Морфологические признаки одной из форм | |
| Правильно указаны четыре признака | 2 |
| Правильно указаны только два-три признака | 1 |
| Правильно указан только один признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
1. Формы имён прилагательных: невысокий (олень), (в) густой (мех).
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
невысокий (олень) — ед. ч., м. р., им. п.;
(в) густой (мех) — ед. ч., м. р., вин. п.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Формы имён прилагательных | |
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписана только одна форма (из двух) или две формы (из трёх). ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Морфологические признаки одной из форм | |
| Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от содержания конкретного задания) | 2 |
| Правильно указан только один любой признак (из двух) или два любых признака (из трёх). ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе | 1 |
| Все признаки указаны неправильно / не указаны | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: роет, ищет, коси́т.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно выписаны все формы | 1 |
| Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны | 0 |
| Максимальный балл | 1 |
Наверх

