Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)В Аф­ри­ке во­дят­ся му­равьи, ко­то­рые устра­и­ва­ют себе удоб­ную общую квар­ти­ру на ли­стьях де­ре­вьев и ку­стов. (2)Чтобы жи­те­лям в таком гнез­де было сухо и тепло, му­равьи сши­ва­ют его из ли­стьев.

(3)Сши­ва­ние гнез­да – уди­ви­тель­ное ис­кус­ство му­равьёв-порт­ных. (4)Пре­жде всего, эти ма­лень­кие юркие швеи сво­и­ми лов­ки­ми щу­паль­ца­ми рас­прав­ля­ют ли­стья, год­ные для сши­ва­ния. (5)Затем дру­гие му­равьи при­но­сят своих ли­чи­нок. (6)Эти ли­чин­ки могут вы­пус­кать из себя спе­ци­аль­ную клей­кую жид­кость, ко­то­рая твер­де­ет на воз­ду­хе в виде то­нень­кой упру­гой нитки. (7)Та­ки­ми не­обыч­ны­ми нит­ка­ми му­равьи и сши­ва­ют ли­стья.

(8)Вот возь­мут му­равьи ли­чин­ку и под­не­сут её к краю листа снизу. (9)Кро­хот­ная ли­чин­ка сразу же вы­пус­ка­ет на лист ка­пель­ку клей­кой жид­ко­сти. (10)Тогда му­равьи быст­ро пе­ре­но­сят ли­чин­ку к дру­го­му листу, вы­тя­ги­вая из ка­пель­ки жид­ко­сти тон­кую нитку. (11)Так они и носят ли­чин­ку от края од­но­го листа к краю дру­го­го, так по­сте­пен­но и сши­ва­ют края ли­стьев вме­сте – безо вся­кой игол­ки! (12)А свер­ху в это время им дру­гие му­равьи по­мо­га­ют. (13)Они креп­ко дер­жат ли­стья – край рядом с краем. (14)Вот какие ис­кус­ные и друж­ные порт­ные эти му­равьи!

 

(По тек­сту из сбор­ни­ка для детей «Чу­дес­ная верба»)

Что хотел ска­зать автор чи­та­те­лю? Опре­де­ли и за­пи­ши ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

В Аф­ри­ке живут му­равьи-порт­ные, ко­то­рые сши­ва­ют себе квар­ти­ру из ли­стьев / Му­равьи – ис­кус­ные порт­ные.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блю­ден по­ря­док слов), в нем упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но точно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но (со­блюдён по­ря­док слов), в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но один-два недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­щен один недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но два и более не­до­че­тов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия / от­сут­ствия не­до­че­тов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Со­ставь и за­пи­ши план тек­ста из трёх пунк­тов. В от­ве­те ты мо­жешь ис­поль­зо­вать со­че­та­ния слов или пред­ло­же­ния.


2

Задай по тек­сту во­прос, ко­то­рый по­мо­жет опре­де­лить, на­сколь­ко точно твои од­но­класс­ни­ки по­ня­ли со­дер­жа­ние тек­ста. За­пи­ши свой во­прос.


3
Тип 6 № 613
i

Как ты по­ни­ма­ешь зна­че­ние слова «кро­хот­ная» из 9-го пред­ло­же­ния? За­пи­ши своё объ­яс­не­ние.


4

За­ме­ни слово «пе­ре­но­сят» из 10-го пред­ло­же­ния близ­ким по зна­че­нию сло­вом. За­пи­ши это слово.


5
Тип 8 № 615
i

В 7-м пред­ло­же­нии найди слово, со­став ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

Вы­пи­ши это слово, обо­значь его части.


6
Тип 9 № 616
i

Вы­пи­ши из 8-го пред­ло­же­ния все имена су­ще­стви­тель­ные в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии. Укажи род, скло­не­ние, число, падеж одной из форм имени су­ще­стви­тель­но­го (на выбор).


7
Тип 10 № 617
i

Вы­пи­ши из 9-го пред­ло­же­ния все формы имён при­ла­га­тель­ных с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени при­ла­га­тель­но­го (на выбор).


8
Тип 11 № 618
i

Вы­пи­ши из 11-го пред­ло­же­ния все гла­го­лы в той форме, в ко­то­рой они упо­треб­ле­ны в пред­ло­же­нии.